Огненный Шар в Школе техник Наруто

Сокрушители канонов об аниме

от 24 апреля
Международный культурный фонд Breus Foundation продолжает выпуск монографических альбомов, посвященных современным российским художникам и объединенных в серии «Новые классики». В 2019 году к выставке Komar & Melamid в Московском музее современного искусства вышла монография Кирилла Светлякова «Комар и Меламид: сокрушители канонов» (предыдущие книги были посвящены Борису Орлову, Эрику Булатову, Михаилу Рогинскому и Виктору Пивоварову). С любезного разрешения Кирилла Светлякова и Breus Foundation «Артгид» публикует с незначительными сокращениями главу из новой книги, посвященную сериям Комара и Меламида «Ностальгический реализм» и «Анархический синтетизм». Комар и Меламид -
евангелион аниме.

Что делать? Из серии «Ностальгический соцреализм». 1982–1983. Холст, темпера, масло. Фрагмент. Частное собрание. Courtesy Международный культурный фонд Breus Foundation. Приезд Комара и Меламида в США ознаменовался масштабной акцией «Первая беспошлинная торговля между США и СССР. Мы продаем и покупаем души» (1978–1983). Акция сопровождалась рекламной кампанией, финансируемой галерей Фельдмана. Художники выпустили серию плакатов от имени торговой корпорации Komar & Melamid Inc., и по стилистике эти плакаты мало отличались от подлинной рекламной продукции. Художники начали использовать коммерческий стиль так же, как в свое время осваивали стиль коммунистической пропаганды.

Христианские мотивы на постерах, например, яблоко в сочетании со змием, прозрачно намекали, что речь идет о той самой продаже души, известной как сделка с Дьяволом. После продажи «товар» помещался в клетку для мелких птиц — опять же традиционная метафора человеческой души, известная со времен Средневековья.